ШПОР


ШПОР
(Spohr), Людвиг, один из замечательнейших новейших скрипачей- виртуозов, вместе с тем выдающийся композитор и отличный дирижер, род. 5 апр. 1784 в Брауншвейге, ум. 22 окт. 1859 в Касселе. Мать Ш. пела и играла на фп., отец (врач) играл на флейте и в такой среде музык. талант мальчика проявился рано. Первые уроки по игре на скрипке Ш. стал брать на 5-м или 6-м году и вскоре был в состоянии принимать участие в домашних музык. развлечениях. Тогда родители послали Ш-а в Брауншвейг для подготовки к музыкальной карьере; здесь его учителем теории сделался угрюмый педант органист Гартунг, а учителем игры на скрипке – солидный скрипач, концертмейстер Мокур. Успехи Ш. были таковы, что в 1799 герцог назначил его своим камермузыкантом и взял на себя заботу о его дальнейшем совершенствовании. В 1802 он был передан в кач. ученика Францу Эку, который концертировал в Браушвейге на пути в Россию и с которым Ш. затем путешествовал 11/2 года, усердно упражняясь и наблюдая. Первую артистическую свою поездку Ш. предпринял в 1804 и возбудил между прочим в Лейпциге живейшую сенсацию, как в кач. виртуоза, так и композитора. В Готе его пригласили на должность концертмейстера после умершего Эрнста (1805), но Ш. пробыл на этой делжности недолго. Женившись 1806 на арфистке-виртуозке Доретте Шейблер, Ш. предпринял 1807 и 1809 новые концертные путешествия, а 1812 отправился в Вену, где выдержал с честью состязание с бывшим там в то время Роде и до 1816 был капельмейстером при театре "an der Wien". Затем, после концертного путешествия по Италии, где Ш. конкурировал с Паганини (оба играли 1817 в Милане вместе Duo concertant соч. Ш-а), он взял место капельмейстера при франкфуртском городском театре (1817). 1820 Ш. концертировал в Лондоне, где вместе с женой был превосходно принят. Менее удачно было перед тем пребывание Ш-а в Париже, где критика встретила довольно холодно, как его игру, так и композиции; французам была чужда своеобразная романтическая сторона его творчества. 1821 Ш. снова переменил место своего жительства и переселился в Дрезден, чтобы дать своей дочери возможность учиться пению у Микша 1822 Ш. приглашен был в кач. придв. капельмейстера в Кассель, где после прежней подвижной жизни нашел наконец тихую пристань до конца дней. К сожалению последние его года были омрачены несправедливостью его государя, который 1857 перевел Ш-а вопреки обещанию на уменьшенную пенсию. Вскоре затем Ш-а поразил новый, еще более тяжкий удар, – он сломал себе левую руку; хотя рука и зажила, несмотря на его преклонный возраст, но настолько ослабела, что Ш-у пришлось совершенно отказаться от скрипичной игры. После смерти своей первой жены (1834), Ш. женился 1836 на Марианне Пфейфер, отличной пианистке, которая пережила его (ум. 1892 в Касселе). Композиции Ш-а не свободны от некоторой изнеженности, которая объясняется главным образом изобилием хроматических последований; последние меньше всего вредят впечатлению в скрипичных сочинениях Ш-а, где, наоборот, очень часто производят превосходное действие. Дальнейшей характерной особенностью скрипичных сочинений Ш-а являются маленькие трельки, даже получившия название "шпоровских". Все это черты внешние, но при общей ширине концепции у Ш-а приобретающие немаловажное значение. Ш-а с полным правом причисляют к романтикам, и именно к тем, у которых чувство берет перевес над рефлексией. Все же он ближе стоит к Шуберту и Мендельсону, чем к Веберу, Маршнеру и Шуману. Произведения: Ш. написал всего более 150 сочинений; в том числе 10 опер, из коих известнейшие: "Faust" (1816, Прага), "Jessonda" (Кассель, 1823) и некогда не менее популярная "Zemire und Azor" (Франкфурт 1819); кроме того "Die Prüfung" (1806, не исполн.), "Alruna" (1808; исполнялась и сохранилась лишь увертюра), "Der Zweikampf mit der Geliebten" (Гамбург, 1811), "Der Berggeist" (Кассель 1825), "Pietro von Albano" (1827), "Der Alchimist" (1830), "Die Kreuzfahrer" (Кассель 1845). Оратории: "Das befreite Deutschland" (для сцены), "Die letzten Dinge"; "Des Heilands letzte Stunden", "Das jüngste Gericht" и "Der Fall Babylons". 9 симфоний: 1. Es-dur op. 20; 2. D-moll op. 49; 3. C-moll op. 78; 4. F-dur op. 86 ("Die Weihe der Töne"); 5. G-moll op. 102; 6. G-dur op. 116 ("историческая"); 7. C-dur op. 121 ("Irdisches und Göttliches im Menschenleben" для 2 оркестров); 8. G-moll op. 137 и 9. H-moll op. 143 ("Времена года"); 3 концертные увертюры, увертюра к "Макбету", мессы, гимны, псалмы, кантаты, мужские хоры, романсы и пр. Концерты Ш-а для скрипки до сих пор высоко ценятся скрипачами; их всего 15, из коих особенной популярностью пользуются 8-й (A-dur) и 9-й (D-moll, op. 55). Ученик Ш-а Ферд. Давид вновь издал его концерты. Остальные инструментальные произведения Ш-а: большая "скрипичная школа" в 3 отделах (1831), 33 струн. квартета и 4 двойных квартета, струн. секстет, 7 струн. квинтетов, 4 попурри для скрипки и орк., сонаты и рондо для арфы и скрипки, 3 сонаты для скрипки с фп., скрипичные дуэты и дуэты для скрипки и фп.; 5 фп-ных трио, квинтет для фп., флейты, кларн., валт. и фаг.; октет для скрипки, 2 альтов, виолонч., кларн., 2 валторн и контрабаса; нонет для скрипки, альта, виолонч., флейты, гоб., кларн., валт., фаг. и контрабаса; 4 концерта для кларн., фантазия для арфы и несколько тетрадей фп-ных пьес. Ш. был членом брюссельской и венской академий и дирижировал многими музыкальн. празднествами. Подробности о жизни Ш-а в его автобиографии (1860–61, 2 t.), а также у W. Neumann "L. Spohr; eine Biographie" (1854) и Malibran "L. S., sein Leben und Wirken" (1860). Срв. также H. Giehne "Zur Erinnerung an L. S." (1860), H. M. Schletterer "Louis S." (1881, в "Sammlung musikal. Vorträge" Вальдерзе). Из 190 учеников Ш-а назовем: Ф. Давида, Бёма, Ботта, Потта, Сен-Любена, обоих Баргхееров, Кёмпеля и Mop. Гауптмана.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы:

Смотреть что такое "ШПОР" в других словарях:

  • ШПОР — (гол. морск.). Нижняя часть мачты, стенги и вообще всякого стоячего рангоутного дерева. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. шпор (гол. spoor) мор. нижний конец мачты, стеньги, бушприта. Новый словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Шпор — (нем. Spohr) немецкая фамилия. Известные носители: Шпор, Луи (1784 1859) немецкий скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Шпор, Розалия (1829 1919) немецкая арфистка …   Википедия

  • ШПОР — (Heel of a mast, heel of a topmast) нижний конец всякого вертикального дерева (мачты, стеньги), а также внутренний конец у бушприта, утлегаря, выстрела и лисель спирта. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… …   Морской словарь

  • Шпор — м. Нижний конец мачты, стеньги (в морском деле). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ШПОР — мачты, стенги, мор. нижний конец, пятка; ·противоп. топ. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • шпор — сущ., кол во синонимов: 1 • конец (205) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Шпор — (Лудвиг Spohr) известный скрипач и композитор (1784 1859).Уже 12 ти лет он выступил в концерте, сыграв свое сочинение. В 1802 г.уехал в Россию, где пробыл полтора года. Концертировал в Германии один ис женой, арфисткой Доротеей Шейдлер. В Венеции …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • шпор — шпор, а (мор.) …   Русский орфографический словарь

  • шпор — іменник чоловічого роду …   Орфографічний словник української мови

  • шпор — шпор/ (мор.) …   Морфемно-орфографический словарь

  • Шпор Л. — ШПОР (Spohr) Людвиг (Луи) (1784–1859), композитор, скрипач, дирижёр, педагог; один из основоположников нем. скрипичной школы 19 в. Оперы (св. 10), в т.ч. Фауст (по роману Ф. М. Клингера, 1813) – одна из первых романтич. опер; оратории,… …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ШПОР» >>